Онлайн тест акустических свойств помещения с применением цифрового тон-генератора. Scarlex 31.03.2019 Музыкальная лаборатория Дисклеймер: Эта авторская статья. Прошу указать первоисточник при публикации на других ресурсах. Вы задавались вопросом, почему священнослужителя во время службы хорошо слышно в любом месте храма? А может Вам приходилось попадать в ситуацию, когда возникало ложное чувство полной потери слуха? Ответы на эти и подобные вопросы, как правило, связанны с акустическими свойствами помещения. Настоящая «лабораторная работа» раскроет ваши уши на интересный способ проверки помещения на акустические аномалии. Данный тест мы будем делать онлайн, с помощью цифрового тон-генератора. Не пугайтесь, это может сделать любой человек, у которого есть в распоряжении компьютер, интернет и громкоговорители (они же акустическая система, они же звуковые колонки), всё остальное уже подготовлено. Для упрощения задачи введём несколько необходимых определений: Реверберация – это звуковой эффект постепенного затухания звука при его отражениях от поверхностей. Как пример, особенно хорошо ее слышно (если громко крикнуть), на лестничных клетках, в концертных залах холлах, храмах и соборах. Эхо в лесу – тоже частный случай реверберации. Стреляем из пушки в большом помещении. И слышим реверберацию.Как Вы могли заметить пушка у нас одна, а звук получился различным. Это пример реверберационного искажения акустической волны Та же пушка, но теперь у меня в комнате Тон-генератор – устройство, излучающее волны определённого частотного диапазона. В нашем случае это слышимый ухом человека диапазон акустических волн от 20 Герц до 20 000 Герц. Цифровой тон-генератор Тон-генераторы бывают в физическом исполнении (приборы в лабораториях) и в цифровом (компьютерная программа). Для онлайн проверки помещения мы будем использовать цифровой тон-генератора на основе цифровой рабочей станции «Cockos Reaper». (физический и цифровой тон-генератор) Аналоговый тон-генератор Любое помещение имеет свои акустические свойства, зависящие от многих факторов. И это не только геометрические размеры, но материал, из которого состоят стены, перекрытия, потолки, полы, наличие или отсутствие мебели и многого другого. Даже от человека, который находится в помещении. Профессионалы в области аудио-производства строят для себя специальные звукозаписывающие студии, и проектировка такого комплекса помещений может начинаться с выбора плотности бетона, а заканчиваться выбором материала, из которого сделано компьютерное кресло. Любители не задумываются о своих помещениях так глубоко, но им все же необходимо знать тонкости тех комнат, в которых они работают. В студиях звукозаписи завершающими этапами производства аудиоматериалов являются «сведение» и «мастеринг». Одна из главных составляющих этих этапов является частотная фильтрация, которая делается с помощью применения частотных фильтров и различного рода эквалайзеров. Для справки: Эквалайзер – это прибор, состоящий из двух и более частотных фильтра. А «сведение» и «мастеринг»- понятия, не имеющие существенного значения для понимания данного материла. В домашней студии музыканта или звукорежиссера могут возникать акустические проблемы, связанные с определенными частотами. Интересный факт: слушая музыку, в не обработанном правильным образом помещении, вы будете слышать не все частоты, излучаемые вашей акустической системой! «Как так?!» — спросите Вы. На самом деле все очень просто: акустические волны, исходящие из колонок будут отражаться от стен в разные стороны, и встречаться с волнами той же частоты, но теперь уже в противофазе. А как мы помним из физики, любые волны, встречающиеся в противофазе друг друга уничтожают. Это ни хорошо, ни плохо. Существуют помещения, в которых за счет естественной частотной коррекции (фильтром становятся различные свойства помещения), музыка звучит просто великолепно. Но это редкость. Чаще всё наоборот и пропадают важные частоты. Если вы занимаетесь эквализацией, то вам, как никому другому, необходимо знать какие именно частоты вы не слышите при работе с фильтрами. Акустическая комната звукозаписи А теперь проведём онлайн тест, который позволит определить частотные конфликты вашего помещения: Внимание! Прежде чем запускать экспериментальное видео, сделайте громкость вашей акустической системы меньше чем наполовину. Тон-генератор. Восходящая частота. Вы заметили, как в процессе прослушивания звук иногда полностью исчезал и снова появлялся? Это как раз те частоты, которые вошли в противофазу друг с другом и самоуничтожились! Посмотрите видео еще раз и понаблюдайте за изменением значения “Base Frequency”. Зафиксируйте на листочке эти цифры в моменты, когда звук исчезал или становился более тихим. Это и есть частоты акустических аномалий помещения. В моей комнате исчезали частоты в районе 120 Гц, 3000 Гц, 9000Гц и 18 000Гц. А какие частоты пропали у вас? Важно проводить этот эксперимент сидя на рабочем месте, так как в разных местах вашего помещения эффект будет разным. Решить проблему исчезающих частот можно разными бюджетными способами. Увеличить количество поглощаемых материалов в комнате (мягкая мебель, пуфики, ковры), максимально избавиться от прямых углов помещения (повесить полки, картины и пр.). Более стильно и профессионально будут выглядеть специальные акустические панели из поролона и акустические ловушки. Напоминаю, что глобально в исчезновении частот ничего существенно-отрицательного нет. Главное знать об этом и при эквализации аудиоматериала учитывать эти проблемы. Оставить комментарий Отменить комментарийВы должны войти, чтобы оставить комментарий.